МУЗЕЙ SAINT-BERNARD

МУЗЕЙ SAINT-BERNARD

 

 

 


 

 




Пожалуй, немногие из существующих пород пользуются такой же известностью и популярностью в мире как сенбернары. Эту популярность сенбернар завоевал, самоотверженно спасая людей в горах.
Откуда появились эти собаки в приюте Св. Бернарда? Как они произошли? Эти вопросы человек задает уже много лет.

Существует множество версий происхождения сенбернаров. По одной из них, сенбернар произошел от скрещивания мастиффа с догом, по другой - от дога и пиренейской овчарки. По мнению автора, ни одна из этих версий не отражает истины.
Существует еще одна версия происхождения сенбернаров, которую автор вместе с большинством разведенцев сенбернаров мира считает наиболее верной.
По этой версии сенбернар ведет свое происхождение от тибетского дога. По мере своего распространения тибетский дог появился сначала в Неаполе и Северной Индии, затем в областях вавилонско-ассирийской культуры (примерно в IV тысячелетии до нашей эры). Распространяясь по просторам Средней и Малой Азии, потомки тибетского дога постепенно видоизменялись. Ко времени Александра Великого (Македонского) существовало два типа собак - потомков тибетского дога. Один тип был более легкого сложения, с удлиненным черепом, светлого окраса, с легкими движениями. Он использовался как пастушья собака. Другой, более тяжелый тип, мощного сложения, с широкой головой и короткой мордой, темного окраса, использовался как караульная и боевая собака. Они использовались еще в армии Ксеркса.
После завоевания Александром Великим Азии оба типа собак попали в Грецию, а затем и в Древний Рим. В Древнем Риме эти собаки были известны как "молоссеры" и "аланские собаки". Чтобы понять первое название, достаточно вспомнить, что груз из 156 собак был послан Александром Великим в Древний Рим из греческого города Молоссиса. Второе, вероятно, связано с тем, что часть собак попала в Древний Рим из племени аланов. Впоследствии все эти собаки стали называться молоссерами.
Первый тип молоссера быстро распространился на большие территории, в том числе и в Гельвецию (Швейцарию). От него впоследствии образовались многие современные пастушеские породы Центральной Европы. Второй тип, использовавшийся римлянами как боевая и караульная собака, распространился в I веке нашей эры во время галльских войн. Его потомками считаются мастифф, неаполитанский мастино, испанский мастино, сенбернар и ряд других пород.
Попав в I веке до нашей эры в Швейцарию, легкая разновидность распространилась по территории. Нередко этих собак использовали и в качестве сторожей, отдавая дань их разнообразным способностям.
Более тяжелой разновидностью молоссера заинтересовались в основном аристократы и монахи. Наиболее широкое распространение эти собаки получили в долинах Аосты (Италия) и Вале (Швейцария).
Дальше, прежде чем приступить к описанию современных сенбернаров, автор считает необходимым рассказать о Св. Бернарде, приюте Св. Бернарда и его монахах.
Человеком, давшим свое имя породе, был Бернард де Ментон, известный впоследствии как Святой Бернард. Бернард де Ментон был сыном богатого барона Ричарда де Ментон из Савойи. После окончания учебы в Париже Бернард де Ментон начал изучать теологию. Вопреки воле отца, бежав в ночь перед свадьбой, он поступил в собор Св. Августина в Аосте как обыкновенный каноник. В 45 лет Бернард де Ментон становится проповедником и архидьяконом собора. Величайшим делом всей его жизни становится создание приюта дляпутников на перевале Монс Джовис.

Перевал Монс Джовис лежал между Швейцарией и Италией. В средние века он являлся стратегическим перевалом, поскольку по нему проходила дорога, соединявшая Италию со всем миром. Еще древние римляне провели эту дорогу через перевал, называвшийся тогда Сомус Пеннинус, и построили на нем храм Юпитеру Пеннинусу. Во времена архидьякона Бернарда храм Юпитера был уже разрушен, в его развалинах обосновалась шайка грабителей, в основном сарацинов. Желая оградить паломников и купцов, архидьякон Бернард объединил словом божьим местных крестьян и, очистив перевал от разбойников, основал там в 1050 году приют. Вначале приют больше походил на хижину, но со временем за счет пожертвований отстроился. Родители Бернарда, барон и баронесса де Ментон, посетили приют и пожертвовали значительную часть своего состояния на дальнейшее строительство приюта. Архидьякон Бернард умер в 85-летнем возрасте и через 100 лет был канонизирован как Св. Бернард. Его именем назвали приют, перевал, а через много веков - и собак, спасших человечеству столько жизней.
Приют неоднократно достраивался и перестраивался. К XIII веку он стал одним из крупнейших в мире. Выполняя святую миссию спасения и помощи людям, приют получал пожертвования со всего мира от императоров, пап, духовных лиц, семейств Савойи и простых людей. Приют становится богатейшей единицей в структуре ордена августинцев, являясь одновременно независимой административной единицей.
К сожалению, в 1555 году пожар уничтожил значительную часть приюта. Только к XVII веку приют достиг прежних размеров, но никогда уже не смог достичь прежнего влияния и богатства. Сегодня приют состоит из самого здания приюта, соединенного с часовней XVII века, странноприемного дома Св. Людвига и старого морга. Рядом с приютом построен отель для туристов, хотя приют до сих пор не отказывает никому в гостеприимстве. В приюте 100 комнат для 400 человек. Ежегодно приют посещают более 20тыс. человек, из них более 10 тысяч - итальянцы, 6 тысяч - швейцарцы, 2 тысячи - англичане и около 2 тысяч - остальные национальности.


В разное время в приюте проживало от 15 до 70 монахов - членов ордена Св. Августина. Монахов для службы в приюте отбирают из материнского монастыря в долине в возрасте 18-20 лет. Особое внимание обращают на физическое здоровье, так как, даже имея великолепное здоровье, человек не может выдержать в суровом климате тех мест более 15 лет. Почти все монахи за 10-15 лет службы в приюте приобретают болезни ревматического и сердечно-сосудистого характера.
В приюте есть великолепная библиотека в более чем 30000 томов и потому до недавнего времени здесь обучались студенты-священники философии литературы, истории и теологии.
Кроме перевала Большой Св. Бернард монахи ордена Св. Августина служат приюту на перевале Симплон, а также еще в 9 различных общинных церквях в долинах.
Начиная с XIV-XV веков, в соседних долинах и монастырях появляются собаки внешне довольно похожие на современных сенбернаров. В приюте эти собаки появляются только в конце XVII века. Живущие в долинах собаки использовались в основном как сторожевые. Постепенно были замечены их чутье и способности ума, исключительно полезные в горных условиях.
Первым упоминанием об этих собаках является картина неаполитанского художника XVII века Сальватора Росе. Она была написана в 1695 году и изображала двух собак с типичной "приютской" головой. Первое упоминание о собаках в документах приюта появляется в 1707 году, где было сказано, что "одна собака погребена под лавиной" и принадлежала настоятелю Баллали.
Путем многолетних целенаправленных усилий выводилась порода с рабочими качествами, необходимыми для службы спасения людей. Пик в разведении таких собак в приюте приходится на конец XVII - начало XIX веков, когда практически каждая собака обладала исключительными способностями. В те же времена сложился тот тип сенбернаров, который теперь называется "приютским", "монастырским". К нему теперь стремится большинство разведенцев сенбернаров в мире, признавая его за наиболее целесообразный, но правда, предъявляя требования большей рослости, мощи и выразительности головы, чем на рубеже XVII-XIX веков.
В приюте постоянно содержалось не более 12-15 кобелей (суки и щенки содержались в долинах). Подготовка собак-спасателей длилась 2 года. Причем, было замечено, что дети отличных спасателей обучаются быстрее и работают надежнее. На основании этого был сделан вывод, что эти качества при хорошем разведении закрепляются генетически.
Оливер Голдсмит (1728-1774) писал: "Они (т.е. монахи) имеют породу благородных собак, исключительный ум которых часто позволяет им спасти попавшего в беду путешественника. Несмотря на то, что гибнущий человек зачастую погребен под десятью или даже двадцатью футами снежного покрова (соответственно 3 и 6 метров), благодаря тонкости нюха этих собак, позволяющей им обнаружить местоположение человека, появляется шанс спасти его".
Была замечена способность сенбернара чувствовать человека во время снежной бури за 300-400 метров, а также, что очень важно в горных условиях, чувство лавины. Сенбернары чувствуют момент схода лавины и часто спасали людей, уводя их за несколько мгновений до опасной секунды.
Замечательны терпение и выносливость сенбернара. В условиях перевала, когда температура поднимается выше нуля всего на 2-3 месяца, сенбернары могут часами находиться на сильном морозе и даже свирепые бури не доставляют им беспокойства.
С годами выяснились хорошие сторожевые качества сенбернаров. Но сенбернар, скорее, сторож от ума, а не от дрессировки. Попытка выдрессировать его как сторожа часто приводит к дисбалансу психики собаки и, как следствие, к очень печальным результатам.
Нормально воспитанный сенбернар очень любит детей. Но чаще всего это зависит не от него самого (поскольку доброта в сенбернаре заложена изначально), а от наличия в его окружении нормально воспитанных детей и, что более важно, нормально воспитанных взрослых.
Но самым замечательным в сенбернаре является его ум. Именно на уме основано большинство его спасаний, именно за ум его уважают множество заводчиков и простых любителей собак, именно благодаря уму ему можно доверять в самых трудных ситуациях. Иногда кажется, что рядом человек в обличии сенбернара. Но правильнее будет предположить, что ум сенбернара развился за века спасательной службы и общения с людьми в труднейших условиях. В результате по уму он ближе других пород приблизился к человеку, доказательством чего служат его поступки, в которых кроме гордости и самостоятельности чувствуются человеческое мышление и логика.
Большинство сенбернаров при спасении людей работают группами по 3-4 собаки. Обнаружив замерзшего или попавшего в беду путника, два сенбернара ложатся по бокам человека и согревают его, а другие уходят за помощью в приют. Только наиболее опытные спасатели работают в одиночку.
Наиболее известным сенбернаром, обладавшим всеми вышеперечисленными качествами, является Барри ("Старый Барри") (1800-1814). За 12 лет службы спасателем Барри спас 41 человека. К сожалению, сорок первый (дезертир наполеоновской армии) принял его за волка и ранил саблей. Но, несмотря на ранение, благородный Барри все-таки доставил спасенного в приют.
После ранения Барри был отправлен для лечения в Берн. Преклонный возраст и последствия ранения не позволили ему вернуться к спасательной службе, и он прожил последние два года своей жизни в Берне. Умер Барри в возрасте 14 лет, окруженный любовью всего города и всемирной славой Спасателя людей. Чучело Барри - "Спасателя" и сегодня хранится в Бернском национальном музее естествознания.
Одним из памятников Барри является ода поэта XIX века Шейтлина, посвященная легендарному сенбернару: "Наиотменнейшей собакой, которая нам известна, была не та, которая разбудила часовых Акрополя в Коринфе; и не Бецерилло, который разорвал сотни краснокожих индейцев; не та собака палача, которая по приказу своего господина провела через мрачный и опасный лед трусливого путника; не Драйденс Дракона, который по кивку своего господина напал на 4 разбойников, из которых умертвил некоторых и, таким образом, спас жизнь своему господину; не та собака в Варшаве, которая с моста бросилась в Вислу и спасла от смерти маленькую девочку; не Орби, который в присутствии короля бешено кидался на убийцу своего господина и чуть не разорвал его в клочья; а также и не Целлини Бенвенуто, который тотчас же разбудил ювелира, когда у последнего хотели украсть драгоценности, - но БАРРИ - священное животное на Св. Бернаре, величайшая из собак, величайшее из животных. Ты действительно был величайшей и разумнейшей из собак у человека, питая горячую любовь к несчастным. Ты спас более чем 40 путников. С корзинкой, хлебом и бутылкой сладкого и подкрепляющего напитка на шее, ты ежедневно отправлялся из приюта, среди метели и распутицы разыскивая занесенных снегом и заваленных лавинами, ты откапывал несчастных, а если тебе не удавалось, то стремительно бежал домой для того, чтобы призвать на помощь монахов, которые с помощью лопат помогали тебе откопать погибающего. В противоположность могильщику - ты воскрешал умерших! Подобно чувствительному и чуткому человеку, ты также был одарен способностью внушать несчастным путникам твое к ним сочувствие и сострадание, так как иначе спасенный тобой мальчик, наверное, никогда не решился бы усесться на твою спину для того, чтобы быть отнесенным в гостеприимный монастырь. Прибыв к монастырю, ты позвонил в колокольчик у священных ворот для того, чтобы передать сердобольной братии твой драгоценный клад. И вот, когда сладостная ноша была снята, ты тотчас же стремглав пустился на новые поиски.
Каждую удачу ты считал для себя наградой, от каждой удачи ты делался все радостнее и соучастливее. Да, в этом то именно и заключается благословение доброго деяния, постоянно творящего лишь доброе. Барри, каким образом ты давал понять найденным тобою путникам и, каким образом тебе удавалось придать им смелость и утешение.
Я одарил бы тебя речью для того, чтобы иной человек мог научиться от тебя всему этому. Да, ты никогда не ожидал посыла, ты сам всегда помнил о своих священных обязанностях, точно так же, как благочестивый и приятный Господин человек. Как только ты издали замечал приближение снежной погоды и тумана, ты тотчас же отправлялся на поиски. Что стало бы из тебя, если бы ты был человеком? Ты сделался бы, наверное, Св. Винцентом и основателем целой сотни орденов и монастырского милосердия!
Целых 12 лет ты совершал свою службу, не требуя за нее ровно никакой благодарности.
Я имел честь познакомиться с тобой на Св. Бернаре. С почтением, как это и подобает, я снял перед тобой шляпу. В ту минуту ты играл со своим товарищем, наподобие игры тигров. Я пожелал с тобой подружиться, но ты ... заворчал, так как не знал меня. Мне были уже известны как твоя слава, так и твое имя. Если бы я был несчастным, ты бы не заворчал на меня. Ныне ты уже чучело в Бернском музее. Город поступил совершенно справедливо, что, после того как состарился и сделался слабым для спасения людей, кормил тебя до самой кончины.

Каждый, кто увидит твое чучело в Берне, должен снять свою шляпу, купить твой портрет и под стеклом в раме повесить на стене, а также купить ту картину, на которой ты изображен с маленьким мальчиком на твоей спине, когда ты с ним стоишь у ворот монастыря и звонишь в колокольчик. Каждый купивший эту картину должен показать ее детям и школьникам и сказать так: идите и творите то же самое, как это творил этот милосердный самаритянин, а портреты Робеспьера, Марата, Ганнибала, Абеллино, равно как и других убийц и разбойников выбросьте за окно, - и все это для того, чтобы детская душа научилась от собак тому, чему она разучилась от людей!"
Именно Барри был посвящен памятник, установленный в 1899 году в Париже на одном из островов Сены, на котором он изображен во время своего известнейшего спасения с мальчиком на спине.
До утверждения стандарта породы и ее названия она имела много названий, таких как "святые собаки", "альпийские мастиффы", "мастиффы Св. Бернарда", "горные собаки", "монастырские собаки", "бернардинер", "сенбернар" и "Баррихунд". Последнее название дано в память о легендарном Барри.
Кроме Барри в приюте за более чем 250 лет спасательных работ использовались еще несколько десятков сенбернаров, спасших более 10 человек. До нас дошли такие имена как Юпитер, Драго, Тюрк. Всего же за многовековую службу сенбернарами было спасено более 250 человек.
Интенсивное движение через перевал купцов, путников и паломников требовало огромных усилий для организации спасательных работ. Гибли монахи, гибли собаки, но всегда находились люди, желающие делать эту необходимую работу. Вот только собак становилось все меньше и меньше. Много сенбернаров погибло в начале XIX века. Но наиболее катастрофическое положение сложилось в 1830 году, когда большинство оставшегося племенного поголовья приюта погибло из-за чрезвычайно суровой зимы и болезней, а смертность щенков достигла почти 100%.
Так как сенбернары были на грани вымирания, была предпринята попытка скрещивания сенбернара с ньюфаундлендом, для чего в приют были привезены 2 кобеля - ньюфаундленда. В результате появилась длинношерстная разновидность сенбернара. Считалось, что длинная шерсть поможет собакам в трудных горных условиях. Однако такие собаки оказались совершенно не пригодными для службы спасателей. После пребывания в глубоком снегу и на морозе шерсть набивалась снегом и смерзалась. Это мешало собакам двигаться. Монахи стали продавать длинношерстных собак. Их разведение продолжалось в долинах. Короткошерстных собак оставляли в приюте для спасательных работ и дальнейшего разведения.
После появления длинношерстной разновидности число сенбернаров стало резко увеличиваться. Многих разведенцев длинношерстные собаки заинтересовали своей эффектностью. В короткий срок эти сенбернары распространились по всему миру. Короткошерстные сенбернары на некоторое время остались "в тени". Потребовались десятилетия работы, прежде чем заводчики поняли, что только параллельное разведение короткошерстных и длинношерстных сенбернаров позволит не только сохранить, но и улучшить породу, что и подтверждается в настоящее время.
По мнению автора, только использование в разведении такой спортивного сложения разновидности как короткошерстный сенбернар позволило получать тех прекрасных, великолепно сложенных собак, которые являются достойным украшением любого ринга".

 

автор А. Демин

 

 
   

 

 

 


 
         


Hosted by uCoz